Перейти к основному содержанию
Сообщить о ЧС: 8(800)550-80-45
Версия для слабовидящих
 
Управление Росприроднадзора по Калужской области

Географическое положение.

Калужская область расположена на западе европейской части России. На севере она граничит с Московской областью и г. Москва, на северо-западе – со Смоленской, на востоке – с Тульской, на юге – с Брянской и Орловской областями.

Площадь Калужской области – 29,777 тыс. кв. км. С севера на юг она протянулась более чем на 220 км, с запада на восток – на 220 км.

Рельеф и геологическое строение.

 Рельеф Калужской области – холмистый, расчлененный долинами рек, балками, лощинами. Колебания амплитуды высот не превышают 170 м. Высшая точка рельефа – 279 м над уровнем моря – зафиксирована у с. Долгое Мосальского района, самая низкая – 120 м – у г. Тарусы.

Калужская область расположена в центральной части Восточно-Европейской платформы. Мощность верхнего (осадочного) структурного яруса изменяется от 400-500 м на юге до 1000-1400 м на севере. Большая часть осадочного чехла сложена отложениями девона. Их доля на юге области превышает 80% от мощности всей осадочной толщи (включая четвертичные образования).

Климат Калужской области – умеренно континентальный с хорошо выраженными сезонами года: умеренно жарким и влажным летом и умеренно холодной с устойчивым снежным покровом зимой. Средняя температура января составляет -10 0С, июля – +18 0С. Осадков выпадает 450-650 мм в год, из них 70% приходится на весенне-осенний период.

 

Почвы Калужской области – преимущественно дерново-подзолистые различного механического состава. В центральных и восточных районах они сменяются серыми лесными почвами, обладающими более высоким естественным плодородием. Встречаются на территории региона и другие типы почв, такие как: дерновые, дерново-карбонатные, подзолистые, полуболотные, болотные, пойменные.

Инфраструктура и экономика. В настоящее время Калужская область является ярким примером промышленного региона с доминирующим положением обрабатывающих производств. Наибольшую долю в объеме промышленного производства занимают машиностроение и металлопереработка, пищевая промышленность, лесопромышленный комплекс и энергетика. Продукция промышленного производства представлена легковыми и грузовыми автомобилями, электрооборудованием для транспортных средств, турбинами и турбогенераторами, газотурбинными двигателями и мотоблоками, телевизорами, радиоэлектронной и коммутационной аппаратурой связи, средствами связи специального назначения, изделиями для оборонно-промышленного комплекса, тепловозами, машинами и механизированными инструментами для ремонта и эксплуатации железнодорожных путей, измерительными приборами, товарами народного потребления.

В регионе сформирован кластер производства автомобилей и автокомпонентов, в основе которого три крупных автопроизводителя – «ФольксвагенГрупп Рус», «Вольво-Восток» и «Пежо-Ситроен-Митсубиси-Авто Рус», а также производители автокомпонентов (ЗАО «Магна Технопласт», ООО «Континентал Аутомотив Системс Рус» и другие).

Перспективным направлением в развитии промышленного комплекса области является производство фармацевтической продукции. В настоящее время формируется фармацевтический кластер, основу которого составляют предприятия, занимающиеся разработкой научных идей и внедрением новых технологий. Центром научных исследований является город Обнинск – первый наукоград в России, где расположены основные организации и проекты кластера – Технопарк «Обнинск», Медицинский радиологический научный центр Российской академии медицинских наук (МРНЦ РАМН), ФГУП «НИФХИ им. Л.Я. Карпова», ООО «Обнинский центр науки и технологий», ООО «НПК «Медбиофарм» и т.д.

Пищевая промышленность в регионе представлена производством пива, мясных и молочных продуктов и др.; легкая – текстильным производством, производством одежды и изделий из кожи, обуви. Налажен выпуск продукции лесопромышленного комплекса (бумага, картонная тара, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, пакетная доска) и строительных материалов (цемент, кирпич, керамические санитарно-технические изделия, железобетонные конструкции).

Сельское хозяйство специализируется преимущественно на животноводстве, основными направлениями которого являются производство молока, мяса, разведение крупного рогатого скота молочно-мясного направления и птицеводство, а также на выращивании картофеля, овощей, льна. В области имеются все необходимые предпосылки для ускоренного развития новой отрасли животноводства – специализированного мясного скотоводства.

Калужская область имеет развитую автомобильную и железнодорожную сети, по которым осуществляется межобластное и международное сообщения. Основными транспортными узлами являются города Калуга, Обнинск и Сухиничи.

На реке Оке ниже г. Калуги возможно судоходство мелкосидящих судов и барж. Протяженность судоходных и условно судоходных внутренних водных путей составляет 101 км.

По территории региона проходят магистральные газопроводы, обеспечивающие топливом Санкт-Петербург, западные области России и страны СНГ.

2. Состояние окружающей среды в Калужской области

 

2.1. Минерально-сырьевые ресурсы

 

2.1.1. Состояние геологической среды

Калужская область обладает развитой минерально-сырьевой базой. Минерально-сырьевой потенциал обеспечивает потребности предприятий в главных видах нерудных полезных ископаемых (камни строительные, песчано-гравийный материал, строительные и силикатные пески, легкоплавкие глины и суглинки для производства кирпича и керамзита) и экспорт фракционного щебня и строительных песков в другие регионы России.

По состоянию на 01 января 2017 года на территории области выявлено и разведано 577 месторождений твердых полезных ископаемых по 22 видам минерального сырья, 281 месторождение (участок) пресных подземных вод, из которых 230 – эксплуатируемых, и 13 месторождений (участков) минеральных вод различных типов.

Минерально-сырьевые ресурсы Калужской области по своему назначению подразделяются на: топливно-энергетические, включающие 37 месторождений бурого угля; строительные материалы – 418 месторождений; горнотехническое сырье – 46 месторождений; агрохимическое сырье –
76 месторождений; хозяйственно-питьевые и лечебные подземные воды – 294 месторождения.

2.1.2. Разработка полезных ископаемых

В промышленную разработку в 2016 году вовлечено 75 месторождений твердых полезных ископаемых, в том числе:

- 2 месторождения цементного сырья;

- 1 месторождение тугоплавких глин;

- 1 месторождение стекольных песков;

- 11 месторождений строительных известняков;

- 31 месторождение строительных песков;

- 27 месторождений песчано-гравийных смесей;

- 7 месторождений суглинков;

- 4 месторождения трепела;

- 1 месторождение палыгорскитовых глин.

Объем добычи общераспространенных полезных ископаемых в отчетном году составил 16,5 млн. куб. м, в том числе:

- известняков строительных – 2702 тыс. куб. м;

- строительных песков – 11084 тыс. куб. м;

- песчано-гравийных смесей – 2284 тыс. куб. м;

- суглинков – 416 тыс. куб. м;

- торфа – 1 тыс. т;

- трепела – 2 тыс. куб. м.

Кроме того, было добыто 3143 тыс. т цементного сырья, 279 тыс. т тугоплавких глин, 20 тыс. т стекольных песков, 77 тыс. т формовочных песков и 242,257 тыс. куб. м/сут. пресной подземной воды.

 

2.2. Земельные ресурсы

 

2.2.1. Общая характеристика земельного фонда

По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области, земельный фонд Калужской области по состоянию на 01 января 2017 года составлял 2977,7 тыс. га. Среди всех категорий земель преобладали земли сельскохозяйственного назначения (60,94%) и земли лесного фонда (22,94%).

2.2.2. Состояние мелиорируемых угодий

В последние годы наблюдается тенденция ухудшения состояния осушаемых и орошаемых земель. По состоянию на 01 января 2017 года из 32,6 тыс. га осушаемых земель в хорошем состоянии числилось всего
8,5 тыс. га (26,1%); из 8,7 тыс. га орошаемых земель – 5,6 тыс. га (64,4%).

2.3. Водные ресурсы

 

2.3.1. Краткая характеристика поверхностных водных ресурсов

Гидрографически территория Калужской области делится на две неравные части: к бассейну Волги относится 83% территории области, к бассейну Днепра – 17%.

В средний по водности год на территорию региона поступает с территорий соседних областей около 6 куб. км речного стока, на территории области формируется около 6,5 куб. км (в том числе в бассейне Днепра
1 куб. км) и за ее пределы уходит около 12,5 куб. км. 

На территории области протекает около 2000 рек общей протяженностью более 10 тыс. км. Из них 268 рек длиной более 10 км имеют общую протяженность около 6,3 тыс. км. Информация о крупных реках Калужской области и их протяженности приведена в табл. 2.3.1.1.

Для водных объектов области характерен гидрологический режим, типичный для данной климатической зоны. Тип питания рек – преимущественно снеговой, с участием дождевого и подземного стока. Распределение стока в течение года крайне неравномерно: во время весеннего половодья на реках проходит от 60 до 90% годового стока, во время зимней и летней межени наблюдается минимальный сток рек. Поэтому, с точки зрения использования поверхностных водных объектов, лимитирующий период представляют собой зима и лето. Однако при современном уровне использования поверхностных водных объектов количественно все водопользователи обеспечены поверхностной водой в достаточной степени.

Несмотря на достаточную в целом обеспеченность поверхностными водными ресурсами, вследствие крайне неравномерного распределения речного стока в течение года, увеличение в перспективе прямого использования стока без его истощения можно связывать только с реками, минимальные меженные расходы которых превышают 1 куб. м/с. Таких рек на территории области 11: Ока на всем протяжении, Протва на всем протяжении, Угра на всем протяжении, Жиздра, Болва, Ресса, Рессета, Пополта, Серена, Лужа, Снопот, начиная со среднего или нижнего их течений. Наиболее перспективными в этом отношении являются г. Калуга, Перемышльский, Тарусский, Ферзиковский, Юхновский, Козельский, Людиновский, Дзержинский, Жуковский, Малоярославецкий и Боровский районы. Остальные реки можно использовать для забора воды только при условии строительства прудов и водохранилищ, аккумулирующих сток весеннего половодья.

 

 

Таблица 2.3.1.1

Наименование реки

Общая протяженность, км

В том числе в пределах области, км

1

Ока

1500,0

160,0

2

Угра

399,0

156,0

3

Жиздра

223,0

217,0

4

Протва

282,0

144,0

5

Нара

158,0

37,2

6

Лужа

159,0

154,0

7

Ресса

119,0

119,0

8

Серена

108,0

108,0

9

Рессета

123,0

113,0

10

Шаня

131,0

127,0

11

Вытебеть

133,0

79,0

12

Болва

213,0

121,0

13

Воря

153,0

31,6

14

Десна

1130,0

11,4

 

 

2.3.2. Использование водных объектов

Водопотребление. Поверхностные водные объекты области используются как для забора воды с целью водоснабжения населения и различных отраслей экономики, так и для сброса в них сточных вод. Из общего объема воды, используемой для водоснабжения населения и удовлетворения потребностей объектов экономики, более 50% забирается из поверхностных водных объектов. В частности, согласно данным ООО «Калужский областной водоканал» и ГП «Калугаоблводоканал» в отчетном году частично или полностью снабжались водой из поверхностных водных источников
г. Калуга (Окский водозабор, проектная производительность станции водоподготовки – 100,00 тыс. куб. м/сут., фактическая – 98,00 тыс. куб. м/сут.; производительность забора технической воды – 12 тыс. куб. м/сут.), г. Кондрово (водозабор из р. Угры, проектная производительность – 20,00 тыс. куб. м/сут., фактическая – 7,58 тыс. куб. м/сут.) и г. Людиново (водозабор из Людиновского водохранилища, проектная производительность –
36,00 тыс. куб. м/сут., фактическая – 7,13 тыс. куб. м/сут.).

Общий забор воды по области, по данным отдела водных ресурсов по Калужской области Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, в 2016 году сократился по сравнению с 2015 годом на 7,29 млн. куб. м и составил 131,94 млн. куб. м, в том числе из подземных водных источников – 78,90 млн. куб. м. Всего было использовано 102,89 млн. куб. м воды (в 2015 году – 104,95 млн. куб. м). Показатели использования воды по категориям представлены в табл. 2.3.2.1.

Таблица 2.3.2.1

Категории использования воды

Единица

измерения

Годы

 

 

2012

2013

2014

2015

2016

Использовано свежей воды, всего

млн.

куб. м

122,327

117,810

112,880

104,950

102,890

в том числе по категориям:

- питьевые и хозяйственно-бытовые

 

млн.

куб. м

 

67,209

 

 

53,800

 

 

53,520

 

 

55,830

 

63,980

- производственные

млн.

куб. м

29,109

28,860

25,910

25,060

25,450

- орошение

млн.

куб. м

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

- сельхозводоснабжение

млн.

куб. м

0,617

0,820

0,770

0,570

0,550

- прочие нужды

млн.

куб. м

23,323

34,310

32,680

23,480

12,920

 

 

Расход воды в системах оборотного, повторного и последовательного водоснабжения в 2016 году по области уменьшился на 22,02 млн. куб. м и составил 74,22 млн. куб. м. Потери воды при транспортировке составили 17,87 млн. куб. м (в 2015 году – 18,60 млн. куб. м).

Водоотведение. На территории Калужской области практически все поверхностные водные объекты используются для сброса сточных вод. В 2016 году, по данным отдела водных ресурсов Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, в поверхностные водные объекты было сброшено 90,15 млн. куб. м
(в 2015 году – 90,84 млн. куб. м) сточных, транзитных и других вод.

Структура сброса сточных вод в водные объекты за 2012-2016 годы представлена в табл. 2.3.2.2.

 

Таблица 2.3.2.2

Показатели

сброса

сточных вод

Годы

2012

2013

2014

2015

2016

Объем сброса,

млн. куб. м

От общего объема, %

Объем сброса,

млн. куб. м

От общего объема, %

Объем сброса,

млн. куб. м

От общего объема, %

Объем сброса,

млн. куб. м

От общего объема, %

Объем сброса,

млн. куб. м

От общего объема, %

Сброшено сточных

вод – всего

91,855

100,00

97,150

100,00

92,650

100,00

90,840

100,00

90,150

100,00

из них загрязненных,

в том числе:

83,855

 

91,29

 

97,070

 

99,91

 

92,570

 

99,91

 

90,760

 

99,91

 

89,83

 

99,63

 

без очистки

6,813

7,42

6,210

6,39

6,470

6,99

6,310

6,95

6,510

7,22

недостаточно-

очищенных

77,043

83,87

86,810

89,35

83,070

89,66

79,890

87,94

77,500

85,97

нормативно-

очищенных

5,845

6,36

4,040

4,16

3,020

3,26

4,560

5,02

5,810

6,44

нормативно-чистых без очистки

2,156

2,35

0,090

0,09

0,090

0,09

0,090

0,09

0,320

0,37

 

 

2.4. Биологические ресурсы

 

2.4.1. Лесные ресурсы

Использование лесных ресурсов. Ежегодный допустимый объем заготовки древесины от всех видов рубок (расчетная лесосека) составляет 3801,3 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству – 1268,6 тыс. куб. м (24,6%), мягколиственному хозяйству – 2503,8 тыс. куб. м (74,5%), твердолиственному хозяйству – 28,9 тыс. куб. м (0,9%). Расчетная лесосека по породам в мягколиственном хозяйстве распределяется следующим образом: береза – 62%, осина – 35%.

Использование лесов осуществляется в основном посредством арендных отношений. Лесозаготовительная деятельность производится на основе договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений.

В настоящее время в аренду передано 55% площади лесов региона (689,0 тыс. га), из которых 85% – для заготовки древесины (586,1 тыс. га с ежегодно допустимым объемом заготовки 1,6 млн. куб. м).

Всего в Калужской области действует 1212 договоров аренды, в том числе 90 – для заготовки древесины.  

Леса используются для 16 видов деятельности, основными из которых являются: заготовка древесины, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, рекреационная деятельность.

На долю арендаторов (более 70 средних и малых предприятий) приходится 80% общего объема заготавливаемой древесины.

В отчетном году заключено 75 договоров аренды лесных участков для строительства линейных объектов на площади более 117 га. Для разработки месторождений полезных ископаемых в аренду предоставлены лесные участки площадью 192 га. Также леса были переданы в аренду для строительства и эксплуатации искусственных водных объектов.

В настоящее время для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, водных объектов и разработки месторождений полезных ископаемых действует 272 договора аренды (1,2 тыс. га).

В 2016 году организовано проведение 26 аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, по результатам которых заключено 286 договоров с объемом заготовки древесины 131,6 тыс. куб. м.  

Гражданами получено 65 тыс. куб. м древесины.

Лесовосстановление. Лесовосстановительные мероприятия в 2016 году выполнены на площади 3185 га (105% плана). Лесовосстановление обеспечено в основном хозяйственно-ценными хвойными породами, наиболее востребованными лесной промышленностью.

Уходы за лесами проведены на площади 12,70 тыс. га, в том числе:
за лесными культурами – 8,85 тыс. га, за молодняками – 2,10 тыс. га,
за средневозрастными насаждениями – 1,70 тыс. га.

На лесных питомниках выращено 10 млн. штук посадочного материала основных лесообразующих пород, что позволит в полном объеме обеспечить потребность весенних лесокультурных работ 2017 года.

Заготовлено в отчетном году 265 кг семян лесных растений, в том числе 203 кг семян хвойных пород.  

В настоящее время в Калужской области имеется 3 базисных питомника для выращивания посадочного материала для нужд лесовосстановления общей площадью 63 га, а также 18 временных питомников общей площадью 30 га и 18 теплиц общей площадью 0,5 га.

В рамках акций «Всероссийский день посадки леса», «Живи, лес» и «Лес Победы», в которых приняли участие более 11,5 тыс. человек,
в 2016 году проведена посадка лесных культур на площади 164 га, выполнено дополнение лесных культур на площади 62 га, произведен уход за лесными культурами на площади 25,5 га, очищено от мусора и захламленности 80 га леса. Силами лесничеств безвозмездно созданы лесные культуры на площади 126 га.

Охрана и защита леса. Одной из основных задач регионального министерства лесного хозяйства и его подведомственных учреждений «лесничеств» является охрана и защита леса, в том числе от лесных пожаров, осуществление государственного пожарного надзора.

Тушение пожаров в лесном фонде осуществляет специализированное государственное бюджетное учреждение Калужской области «Лесопожарная служба Калужской области», в состав которой входят 3 пожарно-химических станции (ПХС) III типа и 5 ПХС II типа. Все ПХС укомплектованы техникой и оборудованием согласно Положению о пожарно-химических станциях, утвержденному приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 № 167.

В 2016 году в целях своевременного предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров на территории Калужской области выполнен следующий комплекс мероприятий:

1. Разработан и утвержден Сводный план тушения пожаров на территории Калужской области на 2016 год, согласно которому в регионе создана группировка сил и средств для тушения природных пожаров общей численностью более 930 человек и 600 единиц техники.

2. Заключены соглашения с:

- Брянской, Орловской, Тульской, Смоленской, Московской областями, национальным парком «Угра», государственным природным заповедником «Калужские засеки» и Барсуковским военным лесхозом о взаимодействии по предупреждению и ликвидации лесных пожаров на сопредельных участках лесного фонда;

- Главным управлением МЧС России по Калужской области о взаимодействии и Управлением внутренних дел по Калужской области по вопросам раскрытия и расследования преступлений, связанных с пожарами в лесах.

3. Издан приказ министерства лесного хозяйства Калужской области от 11.02.2016 № 113-16 «Об организации охраны лесов от пожаров
в 2016 году», в соответствии с которым создан оперативный штаб министерства по управлению охраной лесов от пожаров.

4. МЧС России по Калужской области совместно с министерством лесного хозяйства Калужской области проведена комплексная тренировка по ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегионального и регионального характера по теме «Работа органов управления ТП РСЧС субъектов Российской Федерации региона при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных крупными очагами природных пожаров».

5. В соответствии с графиком, утвержденным заместителем Губернатора Калужской области – председателем Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности при Правительстве Калужской области Ю.С. Кожевниковым, Межведомственной комиссией Калужской области проведены проверки готовности сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций во всех муниципальных образованиях области.

6. 01.04.2016 в Калужской области проведено совещание Федерального агентства лесного хозяйства в Центральном федеральном округе по вопросу «Эффективность исполнения переданных полномочий в области лесных отношений субъектами Российской Федерации Центрального федерального округа: итоги 2015 года и задачи на 2016 год», в рамках которого прошло практическое учение по тушению природных пожаров совместно с органами исполнительной власти Калужской области, МЧС России по Калужской области и другими заинтересованными ведомствами. По результатам учений Калужская область была признана готовой к пожароопасному сезону 2016 года.

7. В рамках подготовки к пожароопасному периоду определен перечень населенных пунктов, садоводческих некоммерческих объединений граждан и объектов экономики, подверженных угрозе лесных пожаров.

8. Сотрудниками лесничеств проведены проверки готовности арендаторов лесных участков к пожароопасному сезону, в ходе которых проверено состояние противопожарной техники и оборудования, укомплектование ее в соответствии с нормативами, наличие пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.

9. Разработано и утверждено 402 маршрута патрулирования общей протяженностью 8722 км. Маршруты патрулирования, их кратность определены Планами тушения лесных пожаров на территории лесничеств и закреплены за ответственными лицами приказами лесничеств.

10. Региональной диспетчерской службой министерства лесного хозяйства Калужской области, Лесопожарной службой Калужской области и лесничествами осуществлялись наблюдения за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами через систему космического дистанционного мониторинга ИСДМ-Рослесхоз. Для своевременного обнаружения лесных пожаров в регионе проводилось наземное патрулирование. Видеонаблюдение велось с пожарно-наблюдательных вышек.

С помощью средств мониторинга в 2016 году выявлено более 200 термоточек (неконтролируемое выжигание сухой травянистой растительности на землях сельскохозяйственного назначения и землях иных категорий) на площади 2,5 тыс. га. Специалистами лесничеств и ГУ МЧС возгорания во всех термоточках были ликвидированы.

В целях предотвращения возникновения лесных пожаров, недопущения их распространения в отчетном году проведен контролируемый отжиг сухой травы на площади 448,0 га (121,4% от плана), выполнены работы по устройству 1812,2 км минерализованных полос (133,0% от плана) и уходу за 5431,2 км минерализованных полос (103,0% от плана), содержанию 161,8 км дорог противопожарного назначения (114,7% от плана).

Через региональные печатные и электронные средства массовой информации регулярно проводились информационные и пропагандистские мероприятия, направленные на предупреждение лесных пожаров. В рамках социальной рекламы организован показ видеороликов на противопожарную тематику.

В 2016 году на территории региона зарегистрировано 2 лесных пожара. Один пожар на площади 4,7 га произошел в ГКУ Калужской области «Жуковское лесничество» в результате техногенной аварии (взрыв газопровода), второй пожар на площади 1,5 га – на территории «Брянского» военного лесничества.

Лесопатологическое обследование в отчетном году проведено на площади 11234 га (301,0% от плана), уборка от захламленности – 422 га (104,0% от плана), сплошные и выборочные санитарные рубки – в объемах, соответствующих санитарному состоянию лесов. Новых крупных очагов короеда-типографа в лесах Калужской области не выявлено.

 

2.4.2. Животный мир

По данным министерства сельского хозяйства Калужской области, на территории области отмечен рост численности популяций лося, косули, оленя благородного, зайца-русака и зайца-беляка. Динамика численности1 охотничьих животных в Калужской области в 2013-2016 годах приведена в табл. 2.4.2.1.

Таблица 2.4.2.1

Вид

Численность, голов

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Лось

3893

4282

4341

4774

Кабан

7212

4365

1412

1307

Косуля

4501

4749

4165

4582

Олень благородный

749

824

906

997

Олень пятнистый

1356

1101

1211

1332

Лань

-

75

226

269

Заяц-русак

2526

2772

2952

3248

Заяц-беляк

13143

15170

13270

18613

Лисица

3085

2841

2204

2944

Куница

2611

2277

2066

2518

Волк

26

59

44

50

Белка

37443

36165

44171

60049

Хорь

1656

1520

1081

1746

 

Примечание: 1 – численность охотничьих животных приведена без учета их численности в ГПЗ «Госкомплекс «Таруса», ГПЗ «Калужские засеки» и НП «Угра».

 

Пользование объектами животного мира на территории Калужской области в 2016 году осуществляли 82 юридических лица и индивидуальных предпринимателя на основании долгосрочных лицензий и охотхозяйственных соглашений. 

3. Особо охраняемые природные территории

федерального значения

 

3.1. Государственный природный заповедник «Калужские засеки»

Государственный природный заповедник «Калужские засеки», образованный постановлением Правительства Российской Федерации
от 05.11.1992 № 849, находится в юго-восточной части Калужской области, на территории Ульяновского района, и состоит из двух территориально не связанных между собой участков, удаленных друг от друга на
12 км, - Северного (6749 га) и Южного (11784 га). Вокруг него установлена 200-метровая охранная зона площадью 1935 га.

Отличительными особенностями заповедника являются произрастающие на его территории крупные массивы дубрав, возраст которых составляет 250-300 лет, и высокое разнообразие типов почв, что представляет собой уникальное явление не только для России, но и для Европы.

Большая часть (96%) особо охраняемой природной территории покрыта лесами. Флора высших сосудистых растений заповедника насчитывает 726 видов, из которых 1 вид занесен в Красную книгу Российской Федерации, 65 – в Красную книгу Калужской области. В растительных сообществах выявлено 529 видов грибов-макромицетов, в том числе 12 – редких и находящихся под угрозой исчезновения, и 138 видов мохообразных (12 видов печеночников и 126 видов листостебельных мхов).

Уникальный для Калужской области набор лесных формаций, близость лесостепной зоны и отсутствие антропогенного пресса определяют и разнообразие фауны. В заповеднике обитает 61 вид млекопитающих, в том числе 7 видов, занесенных в Красный список МСОП, и 11 видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Обычными видами здесь являются лось, кабан, косуля, американская норка, лесная куница и волк, редкими – зубр, медведь и рысь.

Природоохранная деятельность. Одной из основных задач, возлагаемых на заповедник, является осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов. В связи с этим на особо охраняемой природной территории законодательством установлен жесткий режим охраны, запрещающий любую хозяйственную деятельность, равно как и нахождение на ней без специального разрешения администрации
ФГБУ «Государственный природный заповедник «Калужские засеки» или Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В заповеднике «Калужские засеки» существует специализированный отдел охраны заповедной территории, сотрудники которого являются государственными инспекторами по охране территории заповедника.  Он имеет современную материальную базу: снегоходы, вездеходы, автомобили, служебное оружие, средства связи, которые позволяют осуществлять патрулирование в самых труднодоступных участках заповедника. Общий ежегодный километраж патрулирования территории насчитывает более 20000 километров, а время, проведенное в рейдах, составляет более 700 чел./дней. Современные фото- и видеотехника фиксируют нарушения, что позволяет сформировать доказательную базу и привлечь нарушителей к ответственности.

В 2016 году сотрудниками отдела охраны проводилось постоянное патрулирование по контролю установленного режима заповедника и его охранных зон. По результатам рейдов пресечено 16 нарушений режима охраны и норм природоохранного законодательства.

3.2. Национальный парк «Угра»

Национальный парк «Угра» (НП «Угра») образован в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997
№ 148. Площадь особо охраняемой природной территории составляет 98624 га. В 2002 году парку присвоен статус Биосферного резервата под эгидой ЮНЕСКО. С 2012 года НП «Угра» является федеральным государственным бюджетным учреждением при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Территория парка включает три основных участка (Угорский, Воротынский, Жиздринский), занимающих соответственно 64%, 4% и 32% общей площади парка, и три отдельных участка, отстоящих от основных на расстояние 3-8 км.

Северный (Угорский) участок включает долину реки Угры от границы Смоленской и Калужской областей до пос. Куровской и прилегающие к ней приводораздельные пространства. В административном отношении большая часть Угорского участка находится в пределах Юхновского и Дзержинского районов, небольшая по площади часть с отдельным участком «Морозовское болото» – в Износковском районе.

Южный (Жиздринский) участок парка с отдельным участком «Чертово городище» включает долину реки Жиздры с прилегающими землями от границы между Ульяновским и Козельским районами на юге до ее впадения в Оку на севере. Расстояние от русла р. Жиздры до границ парка колеблется от 1 до 10 км. Жиздринский участок находится в двух административных районах – Козельском и Перемышльском.

Воротынский участок с отдельным участком «Озеро Тишь» включает древнее село Воротынск (на р. Выссе) и его окрестности и выходит к долине Оки (Перемышльский и Бабынинский районы).

Из общей площади парка (98624 га) 43922 га занимают земли, изъятые из хозяйственной эксплуатации, в том числе 42156 га – покрытые лесом, 1326 га – под водным зеркалом. Более 1 га земель под административными и рекреационными объектами переданы парку в постоянное (бессрочное) пользование; 53375 га земель других пользователей включены в границы парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.

Вокруг парка выделена охранная зона площадью 87222 га с ограниченным режимом природопользования для защиты природных комплексов национального парка от неблагоприятных антропогенных воздействий прилегающих территорий.

По режиму охраны и использования земель в границах парка выделяются 5 функциональных зон:

- заповедная, предназначенная для сохранения природной среды в естественном состоянии, в пределах которой запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование, – 9192 га или 9,3% территории парка;

- особо охраняемая, обеспечивающая условия для сохранения природной среды в естественном состоянии, в пределах которой допускается проведение экскурсий и посещение в целях познавательного туризма, – 7022 га или 7,1%;

- рекреационная, предназначенная для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, – 18546 га или 18,8%;

- охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения, – 6002 га или 6,1%;

- хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования учреждения и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, – 57861 га или 58,7%.

Основными задачами национального парка «Угра» являются:

- сохранение целостности природных и природно-исторических ландшафтов, уникальных и эталонных природных комплексов и объектов растительного и животного мира;

- сохранение историко-культурных объектов;

- экологическое и историко-культурное просвещение населения;

- создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях;

- разработка и внедрение научных методов охраны природы в условиях рекреационного использования;

- осуществление экологического мониторинга;

- восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов;

- развитие научно-технического, информационного и культурного сотрудничества с охраняемыми территориями и природоохранными организациями Российской Федерации и зарубежных стран;

- охрана и воспроизводство растительного и животного мира, проведение необходимых лесоводственных, регуляционных и биотехнических мероприятий;

- участие в государственной экологической экспертизе проектов социального и экономического развития, землеустройства и размещения хозяйственных и иных объектов в регионе;

- содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.

Общая залесенность территории национального парка, входящей в подзону смешанных лесов Смоленско-Московской провинции, составляет около 63%. Преобладающими породами здесь являются: сосна (37% площади покрытых лесом земель), ель (22%), береза (21%), осина (9%), дуб (7%), ясень (2%).

3.3. Государственный природный заказник «Государственный комплекс «Таруса»

Территория государственного природного заказника федерального значения «Государственный комплекс «Таруса» Федеральной службы охраны Российской Федерации составляет 46,9 тыс. га. Основными задачами особо охраняемой природной территории являются: сохранение и восстановление природных комплексов, охрана, восстановление и воспроизводство диких животных, сохранение среды их обитания и мест размножения, поддержание общего экологического баланса территории. С целью сохранения природных комплексов на территории заказника установлены зоны покоя (20% от общей площади), представляющие собой участки с расположенными на них местами размножения и обитания диких животных.

Общая залесенность особо охраняемой природной территории составляет 71%. По возрастным показателям старые насаждения занимают 59,8% общей площади заказника, средневозрастные – 35,2%, молодняки – 5%. Мягколиственными породами занято 62,4% территории (береза – 47,7%, осина – 12,2%, ольха черная – 1,5%, липа – 0,8%), хвойными – 37,5% (ель – 24,4%, сосна – 13,1%), твердолиственными – 0,1% (дуб высокоствольный).

На территории заказника зарегистрировано 764 вида сосудистых растений, среди которых 615 относятся к природной флоре и 149 – к адвентивному компоненту, 137 видов мохообразных (27 видов печеночников и
110 видов мхов) и 197 видов лишайников. Отмечены среди них и редкие виды, в том числе занесенные в Красную книгу Российской Федерации.   

Животный мир представлен 45 видами млекопитающих и 250 видами птиц. К основным видам охотничьих животных, обитающих на территории заказника, относятся: лось, марал, пятнистый олень, косуля, барсук, лисица, енотовидная собака, речной бобр, заяц-беляк, заяц-русак, лесная куница, норка (европейская и американская), белка обыкновенная, глухарь, тетерев, рябчик, серая куропатка. Популяция кабана, обитавшая на особо охраняемой природной территории, в 2014 году полностью уничтожена вирусом африканской чумы свиней.

В соответствии с природоохранной направленностью деятельности в заказнике осуществляются необходимые охотхозяйственные работы. Регулярно проводится учет диких животных с использованием рекомендуемых для охотничьих хозяйств методик. Согласно учетным данным за 2016 год, на территории заказника обитает: пятнистого оленя – 2185 особей, лося – 40 особей, марала – 25 особей, косули – 30 особей, барсука – 4 поселения, лисицы – 9 поселений, енотовидной собаки – 7 поселений, речного бобра – 30 поселений, зайца-беляка – 100 особей, зайца-русака – 50 особей, куницы – 30 особей, норки – 15 особей, глухаря – 55 особи, тетерева – 40 особей, белки обыкновенной – 800 особей.

Ведение лесного хозяйства на территории заказника осуществляется силами сотрудников Барсуковского военного лесничества, однако в связи с расформированием учреждения в 2016 году работы по охране, защите и воспроизводству лесов в границах особо охраняемой природной территории в полном объеме не проводились.

Результаты лесопатологического обследования показали, что санитарное состояние лесов заказника в последнее время значительно ухудшилось ввиду массового усыхания ели по причине повреждения насекомыми ксилофагами – короедом-типографом. В настоящее время уничтожено практически 100% спелых и перестойных древостоев ели, начали погибать средневозрастные насаждения и молодняки. Распространение короеда-типографа продолжается.

В 2016 году сотрудниками специального подразделения Государственного комплекса «Таруса» проводилось постоянное патрулирование территории заказника и его охранных зон. Общий километраж патрулирования на транспорте составил около 152000 км, а время, проведенное в рейде, – около 7000 чел/ч. В ходе рейдовых мероприятий пресечено 5 случаев нарушения правил охоты и 1 случай браконьерства.

3.4. Памятник природы «Городской бор»

Калужский городской бор – это уникальный участок южного варианта соснового леса с примесью широколиственных элементов, не имеющий аналогов во всей южно-таежной подзоне хвойно-широколиственных лесов России. Он расположен в западной части города Калуги, в пределах выровненной водноледниковой равнины, переходящей в долинные комплексы реки Оки и ее притока реки Яченки.  

Геологическое строение территории бора, представляющее собой сложный комплекс различных по строению и происхождению отложений, оказал прямое воздействие на характер его растительности, сформировав своеобразие типологических сообществ, где главное место занимают высоковозрастные насаждения сосны обыкновенной.

Сосна обыкновенная является основной лесообразующей породой городского бора. Ее насаждения занимают около 80% покрытой лесом площади. Также на территории памятника природы произрастают: сосна Веймутова (0,1% площади), ель обыкновенная (0,3%), дуб черешчатый (5,6%), липа (2,6%), береза (4,1%), ольха черная (0,2%), ольха серая (0,1%), осина (6,2%), ива (0,2%), клен ясенелистный, клен остролистный.

Средний возраст насаждений бора высокий – более 130 лет. Основная часть (78,7%) основных насаждений лесного массива представлена насаждениями от 100 до 300 лет, при этом 49% приходится на сосновые насаждения в возрасте от 100 до 150 лет, 17,4% - сосновые насаждения в возрасте от 160 до 250 лет и 3,3% - сосновые насаждения в возрасте от 260 до 300 лет. Молодняки (возраст менее 100 лет) занимают всего 9% особо охраняемой природной территории. Из лиственных пород наибольший возраст отмечается у дуба черешчатого – более 250 лет.

Бонитет насаждений бора в целом оценивается как высокий и очень высокий. Высшими бонитетами Iа-I представлены сосняки и ельники, бонитетом I – березняки и осинники, бонитетом II – дуб, липа и ольха черная. Бонитет III имеют в основном дуб и другие лиственные породы, произрастающие по пониженным, увлажненным местам. К IV бонитету отнесено около 0,4 га дубовых насаждений.

В 2015 году приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.11.2015 № 513 утверждено положение о памятнике природы федерального значения «Городской бор», которым установлены границы особо охраняемой природной территории и режим ее особой охраны. Обязательства по охране памятника природы и обеспечению установленного для него режима особой охраны возложены на Городскую Управу города Калуги. Федеральный государственный надзор в области охраны и использования памятника природы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Деятельность Управления Росприроднадзора по Калужской области

1 полугодие 2017

Государственный экологический контроль

Краткий количественный анализ контрольно-надзорной деятельности

Проведено проверок

В том числе:

Нарушения, выявленные в отчетном периоде/ устранённые в отчётном периоде

Выдано предписаний за отчетный период/ выполнено предписаний

Привлечено к адм. ответственности всего,

в том числе:

Наложено штрафов за отчетный период,

тыс. руб.

Взыскано штрафов с учетом штрафов,  срок оплаты которых приходится на отчетный период,

тыс. руб.

Предъявлено исков/ возмещено ущерба,

тыс. руб.

Передано дел в органы прокуратуры, МВД, судебные органы, органы, выдавшие лицензии

Плановых

Внеплановых

Рейдовых

Административных дел, переданных по подведомственности из другого ФОИВ

Юрид. лица

Должн. лица

Физич. лица

Индивидуальный предприниматель

1 полугодие 2015

168

30

56

25

57

163/134

158/

134

204

6151,0

2159,0

0/0

33

103

98

3

-

1 полугодие 2016

211

23

57

25

106

126/36

126/

38

239

5710,0

3374,5

14897,8/

126,0

37

106

126

6

1

1 полугодие 2017

225

21

92

30

82

88/10

85/5*

184

6106,0

5288,9

902,4/

1046,4

51

85

84

7

8

                                     

*выполнено 48 предписаний, с учетом предписаний выданных в прошлом году, срок исполнения которых приходится на 1 полугодие 2017 года.

За 1 полугодие 2017 года было проведено 225 проверок по вопросам соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе было проведено плановых – 21 проверка и 92 внеплановых проверок.

За отчетный период Управлением было проведено 30 рейдовых мероприятий, что намного больше, чем в соответствующем периоде за 2016 и 2015 г.г.

Увеличение числа проверок за 1 полугодие 2017 года по сравнению с аналогичными периодами 2015 наблюдается и в рассмотрении материалов административных дел, переданных по подведомственности. Сотрудниками Управления было рассмотрено 82 материала, переданных по подведомственности. И в проведении внеплановых проверок, в связи с проверкой исполнения ранее выданных предписаний.

По результатам проведенных проверок за 1 полугодие 2017 года выдано 83 предписаний (с учетом предписаний, выданных по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ), срок исполнения которых приходится на следующие отчетные периоды. С учетом предписаний выданных в прошлом году, срок исполнения которых приходится на 1 полугодие 2017 года, выполнено 48 предписаний.

Выявлено 88 нарушений, в том числе 40 по плановым проверкам и 48 по внеплановым.

За отчетный период к административной ответственности привлечено 184 лица, из них 85 юридических лиц, 84 должностных, 7 физических лиц и 8 индивидуальных предпринимателей. Сумма наложенных в отчетном периоде штрафов составила 6106,0 тыс. рублей, сумма взысканных штрафов составила 5288,9 тыс. рублей (с учетом штрафов,  срок оплаты которых приходится на отчетный период)

Также за отчетный период был возмещен ущерб на сумму в размере 1046,4 тыс. рублей.

Управлением Росприроднадзора по Калужской области в отчетном периоде была проведена рейдовая проверка, по результатам которой возбуждено уголовное дело.

1.1. Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов).

На территории Калужской области протекает около 2000 рек общей протяженностью более 10 тыс.км, из них 268 рек длиной более 10 км имеют общую протяженность около 6,4 тыс.км.

Наиболее крупные реки области, общая протяженность каждой из которых более 200 км, - Ока, Десна, Угра, Жиздра, Болва, Протва. Также на территории области протекают 8 рек - Серёна, Ресса, Рессета, Вытебеть, Шаня, Лужа, Нара, Воря, общая протяженность каждой из которых превышает 100 км.

В первом полугодии 2017 года принято 36 материалов  по нормированию воздействия на водные объекты, в том числе: согласовано проектов нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект  (НДС) – 11, выдано 17 разрешений  на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, из них для 8 предприятий  установлен лимит на сброс  по 15 веществам, 4 материала отклонены. Разрешенный сброс загрязняющего вещества в пределах норматива допустимого сброса по данным предприятиям составил 68,13066 тыс. т/год (на период действия разрешения на сброс), а в пределах установленного лимита 4875,3505 т/год.

1.2. Государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха.

Наблюдения за качеством атмосферного воздуха в г. Калуге осуществляются  ФГБУ «Калужский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» на двух стационарных постах, расположенных с учетом размещения крупных промышленных предприятий и автомобильных дорог. В пробах воздуха определялись концентрации взвешенных веществ, диоксида серы, оксида углерода, диоксида азота, оксида азота, фенола, формальдегида. Случаев высокого и экстремально высокого загрязнения воздуха в первом полугодии 2017 года не наблюдалось.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калужской области выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников на территории Калужской области в 2016 г. составили 23, 457 тыс. тонн, что на 2,142 тыс. тонн меньше по сравнению с предыдущим годом (основной вклад в увеличение  выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух вносят следующие предприятия: ОАО «Лафарж-Цемент»; ООО «Фельсизвесть»;  ООО «НЛМК – Калуга»; Белоусовское ЛПУМГ ООО «Газпромтрансгаз Москва»).

Выбросы вредных (загрязняющих) веществ по отдельным видам передвижных источников загрязнения на территории Калужской области за 2016 год  составили 111,1 тыс.тонн и остались неизменными по сравнению с 2015 годом.

1.3. Государственный контроль в области обращения с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных отходов).

Управлением Росприроднадзора по Калужской области в 1 квартале 2017 года  были проведены мероприятия по организации государственного статистического наблюдения по форме № 2-ТП (отходы) на территории Калужской области, было представлено 3730 отчетов по форме 2-ТП (отходы), а также 171 отчет для субъектов малого и среднего предпринимательства «Об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов».

По данным статистического наблюдения по форме 2-ТП (отходы) на предприятиях Калужской области   образовалось 2704,629 тыс. т отходов производства и потребления: из них 2397,483 тыс. т. использовано; 2,932 тыс. т. обезврежено.

Основную массу наиболее токсичных отходов 1 класса опасности составляют ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, которые сдаются на обезвреживание в ЗАО ОНПЦ «Регион-Центр-Экология», расположенное в г. Калуге.

Отработанные аккумуляторы, гальванические шламы (отходы 2 класса опасности) сдаются в ЗАО ОНПЦ «Регион-Центр-Экология», ООО ОНПЦ «Регион-Центр-Экология» и по мере накопления вывозятся для переработки за пределы региона. Отработанные масла сдаются в ООО «Нефтеcервис-ЭКО» г. Калуга.

 На территории Калужской области 12 предприятий имеют лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в части утилизации отходов: АО «Плитспичпром» (Калужская область, г.Балабаново), ОАО «Березичский стекольный завод» (Калужская область, Козельский район, с.Березичский стекольный завод), ООО «Росметаллургия» ( Калужская область, г.Обнинск), ЗАО ОНПЭЦ «Регион-Центр-Экология»), ООО «Технологии переработки» (г.Калуга), ООО «Родем-К» (Калужская область, Боровский район), АО «Птицефабрика Калужская» ( Калужская область, Дзержинский район, с.Льва Толстого), ОАО «ЛафаржЦемент (Калужская область, п.Ферзиково), ООО «НМЛК Калуга», ООО «Рециклен» (Малоярославецкий район), ООО «ДПЛ Полимер» (Перемышльский район), ООО «Калужский завод по производству альтернативного топлива» (г. Калуга).

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Управление Росприроднадзора по Калужской области осуществляет государственные полномочия по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в соответствии с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 года № 1062, и Федеральным Законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04 мая 2011 года. 

Управлением Росприроднадзора по Калужской области  в первом полугодии  2017 года  рассмотрено 23 материала по предоставлению (переоформлению) лицензии на деятельность в области обращения с отходами I-IV классов опасности, в том числе  11 лицензий переоформлено, выдано 9 лицензии, 2 материала по переоформлению лицензии сняты с регистрации по заявлению лицензиата, 1 материал на предоставление лицензии снят с регистрации в связи с несвоевременным устранением ранее направленных замечаний.

Информация по выданным лицензиям размещается  на странице Управления на сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

1.4. Контроль в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также среды их обитания.

За отчетный период Управлением Росприроднадзора по Калужской области проверки по контролю в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания в границах особо охраняемых природных территориях федерального значения не проводились.

1.5 Лесной контроль и пожарный надзор на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Площадь лесов в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, расположенных в Калужской области, составляет 164 тыс. га, или 12 % от площади лесов Калужской области, в том числе в государственном природном заповеднике «Калужские засеки» - 18,5 тыс. га, в национальном парке «Угра» - 98,6 тыс. га, государственном природном заказнике федерального значения «Государственный комплекс «Таруса» ФСО России – 46,9 тыс. га, памятнике природы федерального значения «Калужский бор» - 11,049 га.

В рамках подготовки к пожароопасному периоду 2017 года Управлением проведены проверки готовности «Государственный комплекс «Таруса» ФСО России, ФГБУ «Национальный парк «Угра», МАУ «Калугаблагоустройство» (Калужский бор),  ГКЗ «Калужские засеки». По результатам проведенных проверок нарушений не выявлено.

Раздел II. Нормирование в области охраны окружающей среды.

В первом полугодии 2017 года в Управление Росприроднадзора по Калужской области  поступило 4615 материалов по установлению экологических нормативов, рассмотрено 3881 нормативный материал (с учетом материалов, поступивших в конце 2016 года), по 3048 нормативным материалам принято положительное решение, в том числе:

·        Принято 216 материалов по нормированию выбросов вредных веществ в атмосферу (161 проект ПДВ, 55 разрешений на выброс); из них по 161 материалу установлены нормативы допустимых воздействий на атмосферный воздух; по 3 материалам было отказано в утверждении нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; по рассмотренным материалам выдано 60 разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хозяйствующим субъектам (индивидуальным предпринимателям, физическим и юридическим лицам, относящимся к объектам федерального экологического надзора, по 1 материалу отказано в выдаче разрешения на выброс;

·        Принято 592 материала по нормированию образования и размещения отходов (67 ПНООЛР, 525 технических отчетов по обращению с отходами); из них по 48 материалам утверждены документы о нормативном образовании отходов и лимитах на их размещение, по 4 материалам отказано в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, 12 материалов возвращены, в связи с отнесением хозяйствующих субъектов к объектам регионального экологического надзора;

·        Принято 36 материалов по нормированию воздействия на водные объекты (14 НДС и 22 разрешения на сбросы в водный объект), согласовано 11 проектов нормативов  допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект  (НДС) и выдано 17 разрешений  на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, по 4 материалам  отказано в выдаче разрешения на сброс;

·        Принято 11 «Планов снижения сбросов, с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы»,  5 плана согласованы, 4 – отклонены, 2 плана сняты с регистрации по инициативе заявителя;

·         Представлено 1393 паспорта на отходы I-IV классов опасности, в том числе 3 материала отклонены;

     ·        Принято 53 паспорта на пылегазоулавливающие устройства, 38 паспортов зарегистрировано, 2 паспорта возвращены, в связи с отнесением хозяйствующих субъектов к объектам регионального экологического надзора;

·         В соответствии с п. 36 «Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 в четвертом квартале 2016 г. Управлением Росприроднадзора по Калужской области было принято 3016 заявок по постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет. По результатам рассмотрения принятых заявок было выдано 1082 свидетельства о постановке на государственный учет, 1001 заявка отклонена, 341 заявка перенаправлена в Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области в связи с отнесением хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам регионального экологического надзора.

·         Принято 20 материалов по предоставлению (переоформлению) лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности; рассмотрено 23 материала, из них 9 хозяйствующим субъектам предоставлена лицензия на осуществление деятельности в области обращения с отходами I-IV классов опасности, 11 переоформлено, 2 материала по переоформлению лицензии сняты с регистрации по заявлению лицензиатов, 1 материал на предоставление лицензии снят с регистрации в связи с несвоевременным устранением ранее направленных замечаний;

·         В первом полугодии 2017 года по поручениям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) в Управление Росприроднадзора по Калужской области поступило 26 материалов на проведение государственной экологической экспертизы (2 материала поступило в 2016 г., срок проведения ГЭЭ перешел на 2017 г.); выдано 17 положительных заключений государственной экологической экспертизы и 2 отрицательных заключения, 9 материалов находятся в процессе проведения государственной экологической экспертизы, по 9 материалам выписаны счета.

 

2. Экологическое нормирование в области обращения с отходами

производства и потребления.

          Управлением Росприроднадзора по Калужской области в 1 квартале 2017 года  были проведены мероприятия по организации государственного статистического наблюдения по форме № 2-ТП (отходы) на территории Калужской области, было представлено 3730 отчетов по форме 2-ТП (отходы), а также 171 отчет для субъектов малого и среднего предпринимательства «Об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов».

По данным статистического наблюдения по форме 2-ТП (отходы) на предприятиях Калужской области   образовалось 2704,629 тыс. т отходов производства и потребления: из них 2397,483 тыс. т. использовано; 2,932 тыс. т. обезврежено.

Данные об образовании, использовании и обезвреживании отходов за 2016 год приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Образование, использование и обезвреживание отходов в отчетном году, (тыс. т)

Наименование видов и классов опасности отходов

Наличие на начало года

Образовалось в 2016 году

Поступило от других организаций

Использовано

Обезврежено

Всего, в т.ч.:

64,402

2704,629

651,230

2397,483

2,932

I класс

0,004

0,221

0,068

0

0,043

II класс

0,005

0,231

0.048

0

0

III класс

20.627

112.114

2.850

110.177

0,386

IV класс

34.476

388.349

324.928

245.422

2.440

V класс

9.287

2203.712

323.335

2041.882

0,062

Основную массу наиболее токсичных отходов 1 класса опасности составляют ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, которые сдаются на обезвреживание в ЗАО ОНПЦ «Регион-Центр-Экология», расположенное в г. Калуге.

Отработанные аккумуляторы, гальванические шламы (отходы 2 класса опасности) сдаются в ЗАО ОНПЦ «Регион-Центр-Экология», ООО ОНПЦ «Регион-Центр-Экология» и по мере накопления вывозятся для переработки за пределы региона. Отработанные масла сдаются в ООО «Нефтеcервис-ЭКО» г. Калуга.

         На территории Калужской области 12 предприятий имеют лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в части утилизации отходов: АО «Плитспичпром» (Калужская область, г.Балабаново), ОАО «Березичский стекольный завод» (Калужская область, Козельский район, с.Березичский стекольный завод), ООО «Росметаллургия» ( Калужская область, г.Обнинск), ЗАО ОНПЭЦ «Регион-Центр-Экология»), ООО «Технологии переработки» (г.Калуга), ООО «Родем-К» (Калужская область, Боровский район), АО «Птицефабрика Калужская» ( Калужская область, Дзержинский район, с.Льва Толстого), ОАО «ЛафаржЦемент (Калужская область, п.Ферзиково), ООО «НМЛК Калуга», ООО «Рециклен» (Малоярославецкий район), ООО «ДПЛ Полимер» (Перемышльский район), ООО «Калужский завод по производству альтернативного топлива» (г. Калуга).

 

3. Экологическое нормирование воздействия на водные объекты

Экологическое нормирование воздействия на водные объекты состоит в установлении для воды водного объекта совокупности допустимых значений показателей ее состава и свойств, в пределах которых надежно обеспечивается здоровье населения, благоприятные условия водопользования и экологическое благополучие водного объекта.

В первом полугодии 2017 года принято 36 материалов  по нормированию воздействия на водные объекты, в том числе: согласовано проектов нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект  (НДС) – 11, выдано 17 разрешений  на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, из них для 8 предприятий  установлен лимит на сброс  по 15 веществам, 4 материала отклонены. Разрешенный сброс загрязняющего вещества в пределах норматива допустимого сброса по данным предприятиям составил 68,13066 тыс. т/год (на период действия разрешения на сброс), а в пределах установленного лимита 4875,3505 т/год.

 

4. Лицензирование природопользования и деятельности

в области охраны окружающей среды.

Управление Росприроднадзора по Калужской области осуществляет государственные полномочия по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в соответствии с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 года № 1062, и Федеральным Законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04 мая 2011 года. 

Управлением Росприроднадзора по Калужской области  в первом полугодии  2017 года  рассмотрено 23 материала по предоставлению (переоформлению) лицензии на деятельность в области обращения с отходами I-IV классов опасности, в том числе  11 лицензий переоформлено, выдано 9 лицензии, 2 материала по переоформлению лицензии сняты с регистрации по заявлению лицензиата, 1 материал на предоставление лицензии снят с регистрации в связи с несвоевременным устранением ранее направленных замечаний.

Информация по выданным лицензиям размещается  на сайте Управления.

5. Государственная экологическая экспертиза

 

В первом полугодии 2017 года по поручениям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) в Управление Росприроднадзора по Калужской области поступило 26 материалов на проведение государственной экологической экспертизы: выдано 17 положительных заключений государственной экологической экспертизы и 2 отрицательных:

- проект технической документации на препарат «пестицид Ранголи-Базорон, ВР (480 г/л бентазона)» - положительное заключение экологической экспертизы № 58 от 02.02.2017 г.;

- проект технической документации на препарат «пестицид Гамбит (500 г/л прометрина)» - положительное заключение экологической экспертизы № 59 от 24.03.2017 г.;

- проект технической документации на препарат «пестицид Морион, СК (500 г/л изопротурона + 100 г/л дифлюфеникана)» - положительное заключение экологической экспертизы № 60 от 24.03.2017 г.;

- проект технической документации на препарат «пестицид Талант, СК (500 г/л хлороталонила)» - положительное заключение экологической экспертизы № 61 от 24.03.2017 г.;

- проект технической документации «Мусоросортировочная станция (МСС) мощностью 5000 т/год с участком захоронения неутилизируемой части ТКО (твердых коммунальных отходов) в Юхновском районе Калужской области – отрицательное заключение экологической экспертизы № 57 от 23.01.2017 г.

- проект технической документации на препарат "Пестицид Приаксор, КЭ (150 г/л пираклостробина+75 г/л флуксапироксада)" - положительное заключение № 62 от 19.05.2017г.;

- проект технической документации на препарат "Пестицид Карамба Дуо, КЭ (80 г/л  метконазола + 130 г/л пираклостробина)" - положительное заключение № 63 от 19.05.2017г.;

- проект технической документации на препарат "Пестицид Дианат, ВР (480 г/л  дикамбы кислоты (диметиламинная соль))" - положительное заключение № 65 от 19.05.2017г.;

- проект технической документации на препарат "Пестицид Ранголи-Трибенурон, ВДГ (750 г/кг трибенурон -метила)" - положительное заключение № 64 от 19.05.2017г.;

- проект технической документации "Реконструкция мостового перехода через реку Жиздра с подходом к мосту на участке автодороги АДНП 249 (Кз) 318/10-пл.6-0 в/ч 95855 в Козельском районе с км 0+000 по км 0+550" - положительное заключение № 66 от 01.06.2017г.;

- проект технической документации "Реконструкция полигона ТБО (санкционированной свалки) площадью 4,0 га с дозагрузкой до проектной емкости г.Медынь, Калужской области" - отрицательное заключение № 67 от 21.06.2017г.;

- проект технической документации на препарат "Пестицид Редиго М, КС (100 г/л протиоконазола + 20 г/л металаксила)" - положительное заключение № 71 от 22.06.2017г.;

- проект технической документации на препарат "Пестицид Солигор, КЭ (224 г/л спироксамина + 148 г/л тебуконазола + 53 г/л протиоконазола)" - положительное заключение № 74 от 27.06.2017г.;

- проект технической документации на препарат "Пестицид Секатор Турбо, МД (100 г/л амидосульфурона + 25 г/л йодосульфурон-метил-натрия + 250 г/л мефенпир-диэтила)" - положительное заключение № 72 от 22.06.2017г.;

- проект технической документации на препарат "Агрохимикат Пенергетик Р-К" - Положительное заключение № 68 от 22.06.2017г.;

- проект технической документации на препарат "Пестицид Децис Эксперт, КЭ (100 г/л дельтаметрина)" - положительное заключение № 69 от 22.06.2017г.;

- проект технической документации на препарат "Пестицид Прозаро, КЭ (125 г/л протиоконазола + 125 г/л тебуконазола)" - положительное заключение № 70 от 22.06.2017г.;

- проект технической документации на препарат "Пестицид Ультор, МД (150 г/л спиротетрамата)" - положительное заключение № 75 от 27.06.2017г.;

- проект технической документации на препарат Карбамид, марка Б - положительное заключение № 73 от  22.06.2017г.;

6 материалов находятся в процессе проведения государственной экологической экспертизы по проектам технической документации на новые вещества (препараты пестицидов и агрохимикатов).

По 3 проектам технической документации на новые вещества (препараты пестицидов и агрохимикатов) выписаны счета:

- 1 проектная документация «Полигон ТБО в Перемышльском районе»;

- 1 проект по обоснованию лицензии в области использования атомной энергии «Вывод из эксплуатации критического ядерного стенда МАТР-2;

- 1 проектная документация «Газификация населенных пунктов дер.Екатериновка, дер.Неботово, дер.Павловка Жуковского района Калужской области».

Подробная информация о проведении государственной экологической экспертизы  размещается на сайте Управления.

 

6. Государственные услуги

 

С 1 октября 2011г. предоставление государственных услуг  Управлением в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010г. № 210-ФЗ «Об организации представления государственных и муниципальных услуг» осуществляется в электронном виде с использованием Портала государственных и муниципальных услуг. В первом квартале 2017 года Управлением оказано более полутора тысяч услуг в электронном виде. 

 

III. Администрирование платы за негативное воздействие

на окружающую среду

 

1.      Проверка правильности и полноты Деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду

В рамках исполнения возложенных полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду Управлением Росприроднадзора по Калужской области в 2017 году было принято порядка 6643 декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, в том числе 467 декларации были получены посредством специализированных каналов электронной связи.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 года №255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» утверждены новые правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В рамках повышения поступлений доходов Управлением осуществлена выработка и оценка различных мероприятий по эффективному взиманию платы. Среди наиболее эффективных мер – совершенствование контроля за правильностью и достоверностью исчисления платежей. Первичная проверка на соответствие примененных ставок платы и коэффициентов в декларация о плате производится Управлением непосредственно при их поступлении в рамках действующего Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 г. №913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах». Проверка достоверности объемов оказанного воздействия проводится в рамках контрольно-надзорной деятельности и при проведении сверки с плательщиками.

В первом полугодии 2017 года сотрудниками Управления проведена сверка поступления платежей с 214 природопользователями, по результатам которых оформлены акты сверки и направлены в адрес природопользователей.

Сравнительный анализ по проведению сверки взаимных расчетов с природопользователями:

 

№ п/п

Период

Количество проведенных актов сверок, шт.

1

По состоянию на 01.07.2015 г.

216

2

По состоянию на 01.07.2016 г.

271

3

По состоянию на 01.07.2017 г.

214

 

 

Сумма начислений по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год по состоянию на 01.07.2017 года составила 45 994,14 тыс. руб.

 

2.      Взаимодействие Управления с другими государственными органами

В целях привлечения неплательщиков к сдаче расчетов платы и Деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду, Управление сотрудничает с органами местного самоуправления и районными органами прокуратуры.

Наиболее действенными мерами при выявлении неплательщиков явилась актуализация списков субъектов, обязанных вносить платежи. В рамках данной работы реализуется обновление данных в соответствии с изменениями в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, анализ и обобщение статистической информации.

Анализируемые статистические сведения позволяют Управлению установить перечень лиц, уклоняющихся от внесения платежей по одному или нескольким видам воздействия. В 1 полугодии 2017 года для принятия мер прокурорского реагирования подготовлены и направлены в органы прокуратуры Калужской области сведения о не предоставлении расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду (за прошлые периоды) и не внесению соответствующих платежей предприятиями, осуществляющими деятельность на территории Калужской области.

 Таким образом, были выявлено 290 природопользователей, не предоставивших расчеты платы за негативное воздействие за 2014-2015 гг. и 24 природопользователя, имеющих задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также 10 юридических лиц, осуществивших платежи позже установленных законодательством сроков.

 

3.      Мероприятия по взысканию задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду

Используя досудебный и судебный порядок истребования сумм платежей за негативное воздействие на окружающую среду, с начала 2017 года Управлением предъявлено 10 требований и 2 исковых заявления об уплате задолженности на сумму более 72,26 тыс. рублей.

Снижение уровня мероприятий по взысканию задолженности обусловлено рядом причин:

            - освобождение от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории;

            - изменения природоохранного законодательства в части установления размера квартальных платежей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обязанных вносить плату (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства), что повлекло образованию переплаты;

            - разъяснения Федеральной службы по надзору сфере природопользования об установлении операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение твердых коммунальных отходов (письмо от 21.02.2017 г. №АС-06-02-36/3591).

 

4.      Сведения о поступлении средств по плате за негативное воздействие на окружающую среду

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.03.2017 года №116 до Управления Росприроднадзора по Калужской области доведен план по сбору платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году на общую сумму 30 500,00 тыс. руб.

 

Выполнение утвержденного плана по сбору средств по плате за негативное воздействие на окружающую среду

№ п/п

Вид негативного воздействия/КБК

Утвержденный план по сбору средств,

тыс. руб.

Поступление платы на 01.07.2017 г., тыс. руб.

Процент поступления платы на 01.07.2017 г. к утвержденному плану, %

1

Плата за выбросы от стационарных источников /04811201010016000120

3 500,00

2 216,04

63,32

 

2

Плата за выбросы от передвижных источников /04811201020016000120

0,00

12,98

-

 

3

Плата за сбросы в водные источники /04811201030016000120

12 000,00

8 459,64

70,50

4

Плата за размещение отходов /04811201040016000120

15 000,00

55 093,28

367,29

 

ИТОГО:

30 500,00

65 781,94

215,68

 

 

Согласно справке о перечислении поступлений в бюджеты Управления Федерального казначейства по Калужской области на 03.07.2017 года сумма поступлений по плате за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты всех уровней составила 65 781,94 тыс. руб.

Выполнение установленного плана составило 215,68 %.

В адрес Управления Росприроднадзора по Калужской области с начала года поступило 417 запросов на выяснение вида и принадлежности платежа на общую сумму 3 484,10 тыс. руб.,  из них по состоянию на 01.07.2017 года сотрудниками Управления все запросы в полном объеме выяснены, сформированы и отправлены в органы Федерального казначейства 417 уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа с целью зачисления их на счета Управления.

В связи с изменениями законодательства в части взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления, вступившие в силу с 01.01.2016 года, а также в соответствии с поступившими разъяснениями Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.02.2017 года № АС-06-02-36/3591 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» в адрес Управления массово поступают заявления о возврате денежных средств.

С 01.01.2017 года было осуществлено 111 возвратов денежных средств на общую сумму 1 381,8 тыс. руб.

 

№ п/п

Наименование

По состоянию на 01.07.2015 г.

По состоянию на 01.07.2016 г.

По состоянию на 01.07.2017 г.

1

Количество возвратов, шт.

62

63

111

2

Сумма возвратов, тыс. руб.

359,06

483,04

1 381,8

 

 

          Согласно указанным выше разъяснениям плательщиками платы при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению. Указанные положения закреплены также ст.23 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Вместе с тем, Управление Росприроднадзора по Калужской области проводит работу по обеспечению выполнения обязанности по взиманию платежей за размещение твердых коммунальных отходов с операторов по обращению с ТКО. Однако, решение данного вопроса вызвало затруднения в связи с тем, что тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению на 2017-2019 годы были уже установлены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», и досрочный пересмотр тарифов с включением платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов не предусмотрен.

Соответствующее разъяснение дано письмом Федеральной антимонопольной службы от 19.04.2017 №ВК/26417/17 «О направлении информации по вопросу перехода на новую систему регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами», согласно которому ранее установленные тарифы применяются до 01.01.2018 года.

 

IV. Расширенная ответственность производителей.

Экологический сбор

 

В целях реализации полномочий по формированию реестра производителей товаров Управлением Росприроднадзора по Калужской области были направлены запросы в Министерство экономического развития области и в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калужской области (Калугастат).

По состоянию на 01.07.2017 года от производителей товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, поступило 132 комплекта документов о выполнении нормативов утилизации отходов за 2016 год.

В адреса производителей, не исполнивших обязанность по предоставлению Отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов за 2016 год, Управлением было направлено 67 писем о необходимости предоставления данной Отчетности.

Также, в адреса 5 производителей упаковки были направлены запросы о предоставлении информации об объемах отгруженной упаковки производителям товаров, осуществляющим деятельность на территории Калужской области.

В ходе исполнения полномочий по обеспечению контроля за выполнением установленных нормативов утилизации отходов, в том числе проверки достоверности и полноты сведений, указанных в Отчетности, Управлением был выявлен ряд замечаний. Производители товаров о выявленных нарушениях были уведомлены, а также были сформированы и направлены запросы о предоставлении подтверждающих утилизацию  и использование вторичного сырья документов.

В ходе проведенных мероприятий по устранению выявленных ошибок, сумма, подлежащая уплате по итогам рассмотрения материалов о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2016 год, составила 6 740,46 тыс. руб.

            По состоянию на 03.07.2017 года от уплаты экологического сбора за 2016 год в федеральный бюджет РФ поступило 5 404,50 тыс. рублей.

            В адреса производителей, не исполнивших обязанность по внесению платежей в бюджет, было выставлено 17 требований об уплате начисленной и доначисленной Управлением суммы экологического сбора за 2016 год на общую сумму 1 526,45 тыс. руб.